Рабочий
клуб
Рабочий
клуб
Александр Родченко решал задачи конструирования, используя инженерный подход, создавая многофункциональную трансформируемую мебель.

Рабочий клуб Александра Родченко – именно он продемонстрировал, на международной выставке современных декоративных и промышленных искусств [Exposition Internationale des Arte Decoratifs et Industriels Modernes], которая проходила в Париже в период с апреля по октябрь 1925 года, видение городского будущего России: жесткие, геометрические стулья без подушек, обращенные к общему столу, предназначенному для хранения журналов и брошюр.

На стенах плакаты, провозглашающие добро Советской Республики, и стойки с периодическими изданиями, которые рабочие могут читать. Советский павильон ясно заявил, что российский взгляд на корпоративную жизнь в двадцатом веке в конечном итоге неизбежно захватит высшие эшелоны политической и экономической власти в мире.

Александр Родченко решал задачи конструирования, используя инженерный подход, создавая многофункциональную трансформируемую мебель.
Рабочий клуб Александра Родченко – именно он продемонстрировал, на международной выставке современных декоративных и промышленных искусств [Exposition Internationale des Arte Decoratifs et Industriels Modernes], которая проходила в Париже в период с апреля по октябрь 1925 года, видение городского будущего России: жесткие, геометрические стулья без подушек, обращенные к общему столу, предназначенному для хранения журналов и брошюр.



Проект «Рабочий клуб» - его автор А.М. Родченко начал с разработки общей концепции, в основе которой лежал принцип экономии пространства при его максимальной функциональной нагрузке. Сравнительно компактный интерьер включал в себя читальню со всей необходимой меблировкой, уголок Ленина, специальную установку для собраний и митингов. Зоны выделялись цветом, деталями оборудования, суперграфикой.
Путь по клубу
Читальня
01
02
Уголки
03
Клубные вечера и собрания
04
Отдельные предметы клубного оборудования
Путь по клубу
Читальня
01
02
Уголки
03
Клубные вечера и собрания
04
Отдельные предметы клубного оборудования
Меблировка читального зала, стол, стулья, витрина для выставки книг и журналов со шкапом для хранения текущей выдаваемой читальней литературы, подвижные стенные витрины для плакатов, карт и газет.
Читальня
01
Разработано примерное оборудование уголка Ленина, стенная, подвижная витрина для хранения и демонстрирования материалов, документов и фото с местом для заголовков и тезисов, подвижная витрина для плакатов и лозунгов, подвижная фотовитрина выставочного характера для экспонирования текущего фотоматериала.
Уголки
02
Установка для собраний, митингов и выступлений «живой газеты»; она включает в себя следующие элементы: трибуну для оратора, место для председателя или редактора газеты, раздвижную стенку-экран для демонстрирования иллюстрированного материала, движущийся экран-ленту для лозунгов и диапозитивов.
Клубные вечера и собрания
03
1. Установка для стенной газеты с движущимися полосами для автоматической верстки.
2. Двойное кресло для игры в шахматы (рис. 24).
3. Клубные объявления.
Оформление для диапозитивов, как оконное «витро». Фонари с двойным способом освещения пространства.
Отдельные предметы клубного оборудования
04
Меблировка читального зала, стол, стулья, витрина для выставки книг и журналов со шкапом для хранения текущей выдаваемой читальней литературы, подвижные стенные витрины для плакатов, карт и газет.
Читальня
01
Разработано примерное оборудование уголка Ленина, стенная, подвижная витрина для хранения и демонстрирования материалов, документов и фото с местом для заголовков и тезисов, подвижная витрина для плакатов и лозунгов, подвижная фотовитрина выставочного характера для экспонирования текущего фотоматериала.
Уголки
02
Установка для собраний, митингов и выступлений «живой газеты»; она включает в себя следующие элементы: трибуну для оратора, место для председателя или редактора газеты, раздвижную стенку-экран для демонстрирования иллюстрированного материала, движущийся экран-ленту для лозунгов и диапозитивов.
Клубные вечера и собрания
03
1. Установка для стенной газеты с движущимися полосами для автоматической верстки.
2. Двойное кресло для игры в шахматы (рис. 24).
3. Клубные объявления.
Оформление для диапозитивов, как оконное «витро». Фонари с двойным способом освещения пространства.
Отдельные предметы клубного оборудования
04
Спроектированное Родченко оборудование трансформировалось. Пользователь имел возможность развернуть предмет в его работе на большую площадь и компактно сложить его после окончания работы. Особенно интересной была установка «Живая газета», которая видоизменялась в зависимости от происходившего в клубе события. С помощью откидных плоскостей и стоек ящик сначала превращался в трибуну, а затем в трибуну с вертикальный экраном для диапроекций. Из нижней части выдвигался подиум, сбоку раздвигалась ширма для декораций и вывешивания плакатов.

Боковые поверхности стола читальни можно было зафиксировать в трёх положениях, стулья имели обхватывающие человека подлокотники и полукруглые сиденья для удобств работы. Не менее интересен дизайн станка для игры в шахматы. Родченко создал объект, в котором конструктивно были связаны два кресла и шахматная доска. Вокруг него могли свободно расположиться зрители. Одно кресло было выкрашено в красный цвет, в другое – в черный. Клетки шахматной доски также были черными и красными. При смене фигур не было необходимости пересаживаться, а достаточно было просто перевернуть шахматную доску, закрепленную на горизонтальной оси.
«Рабочий клуб» неоднократно реконструировался, целиком или отдельными предметами; самая известная реконструкция была сделана немецкими специалистами в 2008 году для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле Баден-Бадена и затем подарена этим музеем Государственной Третьяковской галерее.
Новой реконструкцией занимались в рамках соглашения с фондом Art Russe студенты и выпускники кафедры «Дизайн мебели» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по материалам семейного архива Родченко, переданным внуком мастера — профессором вуза Александром Лаврентьевым.

Первым объектом реконструкции стал знаменитый шахматный красно-черный стол — дипломная работа Николая Голикова, студента факультета мебели МГХПА им. С.Г.Строганова. Стол дополнили набором деревянных шахматных фигур в стиле конструктивизм, разработанным в 1976 году тогда еще молодыми специалистами ВНИИТЭ — художниками Ириной Васнецовой и ее супругом Александром Лаврентьевым.

Затем было принято решение, поддержанное фондом Art Russe и его основателем, президентом Федерации шахмат Андреем Филатовым, восстановить весь комплект мебели

«Рабочий клуб» неоднократно реконструировался, целиком или отдельными предметами; самая известная реконструкция была сделана немецкими специалистами в 2008 году для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле Баден-Бадена и затем подарена этим музеем Государственной Третьяковской галерее.
Новой реконструкцией занимались в рамках соглашения с фондом Art Russe студенты и выпускники кафедры «Дизайн мебели» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по материалам семейного архива Родченко, переданным внуком мастера — профессором вуза Александром Лаврентьевым.

Первым объектом реконструкции стал знаменитый шахматный красно-черный стол — дипломная работа Николая Голикова, студента факультета мебели МГХПА им. С.Г.Строганова. Стол дополнили набором деревянных шахматных фигур в стиле конструктивизм, разработанным в 1976 году тогда еще молодыми специалистами ВНИИТЭ — художниками Ириной Васнецовой и ее супругом Александром Лаврентьевым.

Затем было принято решение, поддержанное фондом Art Russe и его основателем, президентом Федерации шахмат Андреем Филатовым, восстановить весь комплект мебели
Made on
Tilda